
Период создания первых чековых инвестиционных фондов в России – это начало 1990-х, когда проводилась ваучерная приватизация. Фонды должны были помочь населению в инвестировании приватизационных ваучеров и обеспечить профессиональное управление активами данного фонда, например, через акции чекового инвестиционного фонда. Цель создания фондов озвучена Указом первого Президента за №1186 от 7 октября 1992, рядом других актов, по которым чековый Народный инвестиционный фонд, Фонд социальной защиты, специализированные, а также АООТ, АОО, ОАО инвестиционные чековые фонды должны были обеспечить инвестирование приватизационных чеков, полученных населением и, обеспечить профессиональное управление ими.
Как предполагали идеологи российской приватизации, чековые инвестиционные фонды: МН Фонд, Инвест, Гермес, Московский, Пермский чековый инвестиционный фонд и другие должны были выступить в роли новых институциональных инвесторов на создаваемом в России рынке ценных бумаг. И как крупные акционеры чековые инвестиционные фонды: Развитие, ЛЛД фонд, Первый чековый инвестиционный, Республика, Витязь, МММ Инвест, Ковчег, Лукойл фонд должны были контролировать деятельность предприятий в интересах вкладчиков фонда.
Чековый инвестиционный фонд Союз, Урал, Капитал, Доверие, другие фонды создавались как акционерные общества закрытого типа, не предполагающие в дальнейшем выкупать у акционеров свои акции. Выдача лицензий, регистрация выпуска акций фондов осуществлялась Госкомимуществом РФ. Как оплату акций чекового инвестиционного фонда Народный, Московский, Центральный, Сбербанка фонды принимали ваучеры, средства, идеи, после чего управляющая компания инвестировала полученные средства в приватизируемые предприятия для получения дохода.
Когда к середине 1994 количество фондов достигло своего максимума, начался процесс реструктуризации и реорганизации фондов, начались слияния, поглощения, отзывы лицензий, преобразование в Генеральный чековый инвестиционный фонд, Росиф, Инвест, Ермак, народные чековые инвестиционные фонды: «Москва», «Новосибирск», что позволило фондам аккумулировать, инвестировать почти 45 млн. ваучеров или 32 % от общего их количества, и стать им владельцами десятой части акций приватизированных предприятий.
Действие чековых инвестиционных фондов: Южный, Титул, Евразия, Ветеран было примерно одинаковое, где после сбора ваучеров с населения, они принимали участие в чековых аукционах, и покупали акции доходных предприятий. После чего, акции продавали с баланса чековых инвестиционных фондов Парма, Золотой колос, Созидание, Приватинвест, Атлант, Сахаинвест, Преображенский, Самарский, других фондов на баланс структур, подконтрольных влиятельным в регионе группировкам по заметно низкой балансовой стоимости, а номинальные активы оставалась в фондах для дальнейшей фактической ликвидации.
Дальнейший Указ за 1998 предусматривал реорганизацию ЧИФов в ПИФы, а Федеральная комиссия рынка ценных бумаг, пытаясь решить проблемы двойного налогообложения, постановила, что чековые инвестиционные фонды: Поволжье, Ифкур, Черноморский, Южный Ставрополь, Надежда, Амур Зея, Каменный пояс, Альфа капитал, Актив центр и другие можно преобразовывать в паевые инвестиционные фонды, но к тому времени большинство чековых фондов закрылись, были признаны банкротами или были преобразованы, а их активы выведены в офшорные зоны. Основной причиной банкротства фондов стало двойное налогообложение, поскольку по своей форме фонды являлись акционерным обществом, то уплата налога на полученную ими прибыль происходила на общих основаниях плюс обязательный налог на полученную прибыль в виде дивидендов.
Поэтому нередко общие налоговые выплаты чековых инвестиционных фондов или закрытых фондов: Афганец, Финансист, Волга, Петр Великий, АСКО Капитал, Невский, Исеть фонд, Гермес Тюмень достигали 47-50 %, что существенно понижало доходность вложений. Также со стороны государства действовали ограничения по инвестированию, требующие четкого разъяснения, куда вкладываются средства, а должный контроль со стороны инвесторов часто отсутствовал. Еще одна причина – это появление в это же время финансовых пирамид «МММ», «Русского дома Селенга», «Тибета», собирающих средства для инвестиций и гарантирующих доходность в 20%, 40% и 70%, правда, они выплачивались из средств новых привлеченных клиентов, а не за счет доходов от инвестирования.